Главная / Статьи / Ламинирование / Варианты сплошной и выборочной лакировки цифровых и офсетных отпечатков

Варианты сплошной и выборочной лакировки цифровых и офсетных отпечатков

Довольно часто на форумах идет обсуждение вариантов лакировки цифровых и офсетных отпечатков для придания печатной продукции представительского вида. Помимо этого, лакировка считается недорогим процессом и позволяет сэкономить средства относительно ламинации. Проблема лишь в том, что лакировка подразумевает тиражную продукцию, а для оперативной полиграфии с небольшими тиражами было слишком дорого лакировать в больших типографиях. За последнее время появился ряд решений, которые позволяют с небольшими затратами изготовить необычную печатную продукцию. Предлагаю обобщить накопленный опыт и поделиться секретами мастерства.

1. Сплошная лакировка тиражной продукции.

Как правило, такая лакировка осуществляется лакировальной секцией офсетной машины. Вместо краски используется глянцевый или матовый лак, предназначенный для защиты печатной продукции. С небольшим тиражом цифры туда входить очень дорого. Корпорация GMP разработала отдельные лакировальные машины Euorocoater А2 и А1 формата для сплошной лакировки на больших скоростях. Но такие машины по стоимости доступны лишь крупным типографиям.

Лакировальные машины (лакировщики) серии GMP ЕUROCOATER

Лакировальная машина(лакировщик) GMP Eurocoater

2. Выборочная лакировка - наиболее запрашиваемая работа, поскольку печатная продукция решительно отличается по внешнему виду. Для выборочной лакировки необходимо изготовление полимерного клише, которое оставляет на бумаге лаковый отпечаток. Разумеется, что такие машины еще дороже, как и стоимость таких работ.

3. Лакировщик А3 для копи-центров.

GMP выпустила специально для минитипографий и копи-центров компактную машинку Image Coater-33. Аппарат делает сплошную лакировку отпечатков формата А3+ глянцевым или матовым УФ-лаком. Внешне лакировщик напоминает рулонный ламинатор формата А3. Лак подается с помощью насоса из поддона на трехвалковую систему лакировки, раскатывается равномерно по листу и стекает в поддон. Себестоимость стремится к нулю. Отпечатки выходят уже сухими, могут биговаться без трещин. Лак производства GMP. Владельцы минитипографий еще психологически не смирились с ценой на лакировщик - 7 900 долларов (в три раза выше стоимости рулонного ламинатора), но ведь и борьба идет за снижние себестоимости. Ведь ни у кого из них не возникало вопросов, почему струйный принтер стоит 100-300 долларов, а лазерный 10 000 - 40 000 долларов. Дорогое оборудование - низкая стоимость отпечатков, или наоборот. Чудес не бывает. Понятно, что для окупаемости такого лакировщика нужны тиражи - это уже задача менеджерв по продажам и маркетологов. Ознакомиться с линейкой лакировщиков GMP можно здесь.

Лакировальная машина (лакировщик) GMP IMAGE COATER-33

Лакировщик GMP Image Coater-33

 

4. Альтернатива выборочной лакировки.

Альтернатива лаку давно известна - ламинирование. Интересное психологическое наблюдение: все владельцы копи-центров хотят снизить себестоимость и при этом практически в каждом уважаемом центре установили рулонный ламинатор А3-А2. При этом, за последние три года, пленка для ламинирования (как корейская, так и индийская, и китайская) постоянно дорожают. Ламинационная пленка экологически чище лака, не имеет вредных веществ. Особенно это актуально для детской литературы - все детские книги в Корее, например, заламинированы, чтобы дети не грызли растущими зубами вредные лакированные обложки.

Некоторые технологи освоили интересную выборочную глянцевую лакировку поверх матовой ламинационной пленки. Очень часто мне приходилось слышать недовольство качеством покрытия лака на пленку. Но здесь секрет простой: пленка для последующей выборочной лакировки должна быть с коронным разрядом (он снимает статику, которая отталкивает лак, и не все производители имеют качественное оборудование для производства пленки). Второй момент - это производитель пленки - мы не раз сталкивались, что на китайских и индийских пленках лак держится плохо, а на GMP идеально. В третьих, надо понимать различие основы пленок, на которые производится выборочная лакировка. В основном лак кладут на полипропиленовые матовые пленки толщиной 25-40 мкн. Но когда копи-центры начинают делать меню суши-баров, например, то их ламинируют пленками 75-125 мкн, основа которой полиэстер. Отдавая листы на лакировку в типографию, никто и слова не скажет, что надо поменять лак для полиэстера, а потом удивляются: почему не держится.

Несомненно, что интересным решением выборочной лакировки явилась технология текстурного ламинирования. В 2009 году в России появился первый промышленный ламинатор GMP Protopic Plus 520 с функцией текстурного ламинирования.

Процесс заключается в замене гладкого вала на текстурный (лен, кожа, зерно) и ламинации пленкой GMP Emboright 40 мкн. Поверхность цифрового или офсетного отпечатка становится матово-текстурной, не дающей бликов и приятной на ощупь. После этого, с помощью конгревного пресса и клише, на поверхности пленки выдавливается рисунок, который расплавляет текстурный слой и делает его снова глянцевым. В результате мы можем добиться тройного эффекта: отпечаток защищен пленкой для ламинации, поверхность пленки текстурная и на ней присутствуют глянцевые выборочные изображения. Эффект потрясающий! Уже многие типографии так изготавливают бумажные пакеты, обложки книг и журналов, буклеты, проспекты, папки, открытки.

Текстурная ламинация подароного пакета с помощью ламинатора GMP Protopic Plus 520

Текстурная ламинация подарочного пакета

5. Прямая печать лаком.

С появлением УФ-принтера Mimaki UJF-3042 FX  появилась возможность прямой печати лаком из файла. Принтер печатает на любых поверхностях (металл, пластик, дерево, стекло, кожа) УФ-отверждаемыми чернилами. Наличие белого цвета позволяет печатать на темных и прозрачных поверхностях (например, элитные бумаги для визиток "Тач-кавери" или на кальке), что не могут делать обычные цветные принтеры. А лак может наноситься как сплошной, так и выборочной заливкой. Это позволило делать выборочную лакировку визиток на листах А4, А3, буклетов, открыток, ежедневников, картона и толстых дизайнерских бумаг. Данный принтер - новичок на мировом рынке и завоевал молниеносную популярность у сувенирщиков (диски, флешки, зажигалки, ручки, брелоки, сувениры, таблички и т.п.), лазерщиков (изделия из акрила с последующей формовкой) и цифровиков (визитки, пластиковые карты, представительская печатная продукция).

Автор: Манолис Сивриди,

генеральный директор компании "Джи-Эм-Пи" Санкт-Петербург"